Мы соседи по планете

3 869 подписчиков

Свежие комментарии

  • Горбатюк Валерий
    Да ладно "не приручаются зайцы". Знал одно семейство, где зайчонка подобрали. Отлично приручился, его даже на прогулк...Чем заяц отличает...
  • Андрей
    вот твариВ Канаде убили бе...
  • Алексей Андреевич
    там такие твари водятся.....Тауматихта Акселя...

Сверх-тонкие шпаги в советских "Трех мушкетерах": их реальные прототипы

Сверх-тонкие шпаги в советских "Трех мушкетерах": их реальные прототипы

По поводу шпаг из советской экранизации "Трех мушкетеров" в околооружиеведческой тусовке не высказался, по-моему, только ленивый. Их обвиняли в том, что это спортивные клинки, вмонтированные в "историчные" эфесы - мол, слишком тонкие для шпаг начала XVII века, и вообще правильно - не шпаги, а рапиры...)) И правильная, мол, кошерная рапира того времени - это серьезный, основательный боевой меч, способный наносить и рубящие удары. Признавайтесь, ведь наверняка вы об этом слышали?)

Спортивные там клинки были или не спортивные - об этом надо спрашивать не историков оружия, а историков кино. Данный факт - из их области компетенции. Но я вам честно скажу, что меня еще в детстве вгоняли в когнитивный диссонанс сверх-тонкие клинки "мушкетерских" шпаг. Даже мне-подростку, не обладающему еще нынешними знаниями, они казались неестественными. Нереально уж тонкими.

Хотя бы Бог и запретил дуэли...)

Хотя бы Бог и запретил дуэли...)

А помните, с какой легкостью де Жюссак переломил клинок своей шпаги о колено после первого поединка с д'Артаньяном, у стен монастыря Дешо? Как веточка хрустнула...)

Подобный подбор оружия часто трактуют как ошибку создателей фильма. Мол, тогдашние рапиры в массе своей были гораздо более широкими, тяжелыми и т.

п. Отчасти оно справедливо - но только отчасти.

Дело в том, что развитие холодного оружия в это время шло по нескольким веткам. Эволюция всегда так делает, она никогда не сосредотачивается на какой-то одной линии. Так вот, исторические аналоги мечам из советских "Трех мушкетеров" и вправду есть. Именно того времени.

В современном оружиеведении их принято называть испанским термином вердуго.

Вот типичный вердуго именно этого периода, в котором происходит действие "Трех мушкетеров" - 1620-1630 гг.

 

Вердуго

Вердуго

Исторически - абсолютно реальный объект. Хранится в британском Музее Фитц-Уильяма. Полная длина - 1380 мм, клинка - 1150 мм. Масса не указана, но я рискну предположить - что-то в пределах 800-900 г. Эфес у него довольно тяжелый, а клинок легонький.

Вердуго

Вердуго

Испания, самый конец XVII века. Полная длина 1194 мм, клинка - 1022 мм, масса - 885 г.

Сравните исторический образец с киношным:

Кадр из "Возвращения мушкетеров". Это, конечно, уже не из той знаменитой серии фильм, но тем не менее - у гасконца - типичный вердуго

Кадр из "Возвращения мушкетеров". Это, конечно, уже не из той знаменитой серии фильм, но тем не менее - у гасконца - типичный вердуго

Или здесь:

Все помнят, откуда кадр? ))

Все помнят, откуда кадр? ))

Если бы тут была классическая рапира - незадачливому шпику перерезало бы горло, а так ничего, волосами обошелся...))

Вердуго - характеристики

Вердуго - одна из линий развития меча в XVI-XVII столетиях, на которой он превратился в чисто колющее оружие, категорически не способное к удару - в отличие от рапиры того времени. Это родной брат эстока, но, в отличие от последнего, являлся скорее "гражданским" оружием, предназначенным для пешего боя.

У вердуго и эстока - одинаковые сечения клинков, обычно ромбические, треугольные или Y-образные, иногда "алмазные" (т.е. у треугольника или ромба вогнутые внутрь грани). Но при этом клинок эстока обычно толще и массивнее, а рукоять порою длиннее - для обеспечения возможности двуручного хвата, чтобы усилить укол. Эсток в среднем в полтора-два раза тяжелее вердуго.

Вердуго - одноручный меч, в меньшей степени предназначенный для пробивания доспеха. Стеганый дублет он, пожалуй, проколет, а вот надетую под него кольчужку - уже вряд ли...)

Затачивался вердуго только в слабой части, у острия. Поэтому кардинальский шпик, которого обрил д'Артаньян в фильме, теоретически мог бы рыпнуться вниз, сломать тонкий клинок и вырваться. Отделался бы неглубоким порезом и гематомой на шее. Но для этого надо было иметь все-таки определенную силу воли...)

Впрочем, как говорит нам А. Алифер в статье "История рапиры. Предпосылки к появлению. Предтечи и параллельные ветви", вердуго отделялся от эстока только в Испании. В остальной Европе они считались почти одним и тем же. Это в целом свойственно общеевропейской манере не вдаваться в излишнюю детализацию. Мы сейчас судорожно пытаемся отделить шпагу от рапиры, а рапиру от эстока, житель ренессансной Европы же говорил просто: "меч" - и все тут. При необходимости уточнял - "длинный меч", "кавалерийский меч", "меч для двух рук", и только-то.

У классической рапиры того времени сечение обычно было уплощенное - шестигранник, узкий ромб или вогнутая линза (с небольшими долами). В разных частях клинка сечение могло меняться. Тем не менее большинство рапир сохранило способность наносить при необходимости секущие удары, чего вердуго был лишен.

Так что, господа мои, в советских "Трех мушкетерах" относительно оружия все правильно. Безбашенная четверка, как и ее противники, для повседневного ношения и применения не в бою, а в городских дуэлях вполне могла использовать тонкие, узкие, чисто колющие клинки, которые к тому моменту вполне себе существовали. Они, кстати, и являются дальними предками современных спортивных шпаг - хотя до представлений о фехтовании лишь как о спорте в эпоху д'Артаньяна и де Жюссака было еще далековато...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх